Содержание:
Обогатительная и перерабатывающая промышленность
Основные технико-экономические особенности и характеристики …
ПРОЕКТ
Высокий рудный потенциал территории ХМАО перспективен для создания одной из крупнейших не только на Урале, но и в России
минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых.
Создание развернутой системы современного горнодобывающего, обогатительного и перерабатывающего производства в приуральской части ХМАО - важнейшая стратегическая задача регионального и общероссийского значения.
Успешное решение этой задачи невозможно без создания и дальнейшего развития современной транспортной и энергетической инфраструктуры.
Прилагаемая к рассмотрению Концепция является основой подготовки проектов освоения конкретных участков залежей полезных ископаемых, обеспечения производственной базы этих участков необходимой электрической энергией, создания транспортных путей для высокоэффективного функционирования производственной инфраструктуры ХМАО.
Основные направления Концепции базируются на современных технологиях, обеспечивающих высокую экономическую эффективность и экологическую безопасность производственных процессов.
Транспортная инфраструктура
Удаленность приуральской части территории ХМАО от существующих путей сообщения ставит первоочередную задачу строительства транспортной магистрали от г. Ивделя до пос. Саранпауль и далее на Север до г. Печора и до ст. Харп. Одновременно со строительством транспортной магистрали к ней необходимо подводить транспортные пути от конкретных объектов горнорудной промышленности, создавая тем самым широкоразветвленную транспортную инфраструктуру.
Решение этой задачи в относительно сжатые сроки с относительно малыми материально-финансовыми затратами возможно за счет строительства грузопассажирского струнного транспорта.
Струнный транспорт лишен недостатков железнодорожного и автомобильного транспорта в то же время он имеет неоценимое преимущество - его путевая система поднята над землей на высоту более 2 метров.
Вернуться к содержанию
Обогатительная и перерабатывающая промышленность
Минеральное сырье подвергается максимальному обогащению с получением комплексных товарных концентратов руд и металлов. Добытый уголь и древесное сырье, получаемое за счет подготовки (вырубки лесов) территорий рудных участков к вскрышным работам и санитарной вырубки лесов, перерабатываются в высоколиквидную товарную продукцию - жидкое, твердое топливо и электрическую энергию.
Производственный процесс обогащения и переработки осуществляется на минизаводах, устанавливаемых непосредственно на месте нахождения исходного сырья.
Технологии обогащения и переработки осуществляются без образования вредных и опасных отходов, обеспечивают полную экологическую безопасность производства.
Технологическое оборудование малогабаритное, блочно-модульного исполнения, устанавливается в быстромонтируемых зданиях производственной площадью 800-2400 кв. метров.
Вернуться к содержанию
Основные технико-экономические особенности и характеристики обогатительных и перерабатывающих минизаводов следующие
Железные руды
Технология сухого обогащения железной руды Вольинского ПРЭУ и Усть-Маньинского РЭУ, имеющей среднее содержание железа 47%, с получением концентрата железнорудных окатышей с содержанием железа более 65% состоит из следующих операций: дробление руды, тонкое измельчение, гравитационная и магнитная сепарации, окомкование.
Производственная мощность минизавода по исходной руде — 1,5 млн.т/год, по готовым концентратам - 0,75 млн.т/год. Потребная электрическая мощность - 700 квт. Площадь здания - 800 кв.м. Численность работающих - 30 чел. Срок ввода в эксплуатацию -6 месяцев.
Вернуться к содержанию
Хромиты
Технология сухого обогащения хромовой руды Олыся-Мусюрского массива, Хальмерьинский РЭУ со средним содержанием Сг2Оз=14% и Сг2Оз/FеО-2,6-3,2 с получением концентрата с 50% содержанием Сг2О3 состоит из операций, аналогичных операциям обогащения железной руды. Технико-экономические характеристики минизавода также аналогичны, за исключением выхода готового концентрата, составляющего 0,35 млн.т/год.
Вернуться к содержанию
Марганец
Технология сухого обогащения марганцевой руды Ньяйского марганцепосного района, Северо-Сосьвинский ПГРР с содержанием 19,6-20,2% Мn с получением концентрата с содержанием Мn более 45% состоит из операций: дробление руды, тонкое измельчение, гравитационная сепарация, окомкование.
Производственная мощность по руде - 1,5 млн.т/год, по концентратам - 0,5 млн.т/год. Потребная электрическая мощность - 650 квт. Площадь здания - 800 кв.м. Численность работающих - 30 чел.
Срок ввода в эксплуатацию – 6 месяцев.
Вернуться к содержанию
Бокситы
Технология сухого обогащения бокситов Хальмерьинского РЭУ, Усть-Маньинского РЭУ, Щекурьинского ПРЭУ, Вольинского ПРЭУ, имеющих среднее содержание глинозема 35-45% и среднее содержание окислов железа 40-50% с получением концентратов боксита с содержанием глинозема более 65% и железнорудных окатышей с содержанием Fе более 65% состоит из операций, аналогичных операциям обогащения железной руды. Технико-экономические характеристики минизаводов также аналогичны, за исключением производственной мощности по концентратам, составляющей 1,5 млн.т/год (практически вся исходная руда перерабатывается без отходов в товарную продукцию).
Вернуться к содержанию
Золото рудное, золотые и золотоплатиновые россыпи
Технология извлечения золота, включая мелкое и тонкое от 0,005 мм и выше, из исходного сырья различных месторождений ХМАО с получением чистого до 99,99% металла состоит из операций дробления, гравитационного обогащения и выплавления из концентрата чистого металла.
Основное технологическое оборудование состоит из дробилки, центробежно-вибрационного концентратора и индукционной плавильной печи. Полностью отсутствуют выбросы вредных веществ в окружающую среду.
Производственная мощность минизавода по исходному сырью - 160 тыс.т/год. Потребляемая электрическая мощность - 425 квт. Площадь здания - 800 кв.м. Численность работающих - 60 чел. Срок ввода в эксплуатацию - 6 месяцев.
Вернуться к содержанию
Уголь
Технология переработки углей (бурые и каменные) в жидкое (бензин, дизельное) и твердое (брикеты, кокс) топливо состоит из следующих операций: дробление, пиролиз, конденсация-ректификация жидкой фазы пиролиза, сепарация пиролизного кокса от минеральных (зольных) компонентов, брикетирование.
Производственная мощность минизавода по исходному углю - 300 тыс.т/год, по жидкому топливу - 10 тыс.т/год, по брикетам - 130 тыс.т/год. Потребная электрическая мощность - 860 квт. Площадь здания - 2400 кв.м. Численность работающих - 60 чел. Срок ввода в эксплуатацию - 6 месяцев.
Вернуться к содержанию
Древесное сырье
Технология переработки древесины, получаемой за счет подготовки (вырубки лесов) территорий рудных участков к вскрышным работам и
санитарной вырубки лесов аналогична технологии переработки углей.
Производственная мощность минизавода по исходному сырью – 200 тыс.т/год, по жидкому топливу - 8 тыс.т/год, по брикетам - 40 тыс.т/год. Потребная электрическая мощность - 860 квт. Площадь здания - 2400 кв.м. Численность работающих - 60 чел. Срок ввода в эксплуатацию - 6 месяцев.
Вернуться к содержанию
Промышленная энергетика
Развитие обогатительной и перерабатывающей промышленности ХМАО невозможно без одновременного создания современной энергетической инфраструктуры.
Потребная электрическая мощность для комплекта предлагаемых минизаводов (по 1 на каждый из вышеперечисленных видов исходного сырья) составит 4895 квт, в среднем 700 квт на минизавод. Таких комплектов потребуется достаточно много.
Концепция предусматривает обеспечивать минизаводы электрической энергией от автономных газотурбинных электростанций мощностью 1200 квт на базе вертолетных двигателей ТВЗ-117 (вертолеты МИ-8).
Автономные электростанции устанавливаются непосредственно на месте добычи, обогащения и переработки исходного сырья.
Топливом для электростанций является топливная эмульсия, состоящая из смеси жидких углеводородов и ультратонкого пиролизного угля. Это топливо готовится из части товарной продукции минизаводов по переработке угля и древесины. Расход такого топлива составляет 0,4 кгут на 1 квтчас электроэнергии или 4,2 млн.тон в год на одну электростанцию.
Автономные электростанции в комплекте с блоком топливо-приготовления серийно выпускаются российскими авиационными предприятиями.
Срок ввода в эксплуатацию 9 месяцев.
Вернуться к содержанию
Транспортная энергетика
Грузопассажирские перевозки струнным транспортом предлагается осуществлять на электрической тяге, как наиболее экономически эффективной и экологически безопасной.
Потребность в электрической энергии для струнного транспорта достаточно велика. Эта потребность может быть обеспечена за счет ввода в эксплуатацию автономных газотурбинных электростанций на базе авиационных двигателей мощностью 10-25 МВт.
Такие электростанции устанавливаются в непосредственной близости от мелких месторождений природного газа на территории Березовского района. Силовой кабель подачи электрической энергии до трассы струнного транспорта пролагается под землей.
Автономные электростанции такой мощности в блочно-модульном исполнении заводской готовности серийно выпускаются авиационными предприятиями России и Украины.
Срок ввода в эксплуатацию не более 1 года.
Общие запасы газа всех мелких месторождений района составляют 40,92 млрд. куб. метров.
Средний часовой расход газа на электростанции мощностью 25 МВт равен7,5 тыс. куб. метров.
Для энергоснабжения разветвленной системы струнного транспорта на приуральской части территории ХМАО потребуется (по экспертным оценкам) 4 газотурбинных электростанции мощностью 25 МВт.
Следовательно, запасов газа мелких месторождений для снабжения этих электростанций хватит более чем на 150 лет безостановочного функционирования струнного транспорта.
Вернуться к содержанию
Экономическая эффективность
Экономический эффект предлагаемой Концепции, определяется на примере 1 комплекта минизаводов. Результаты работы заводов за один год следующие:
- переработка исходной руды - 6 млн.т.
- переработка золотоносного сырья - 160 тыс.т.
- переработка угля - 300 тыс.т.
- переработка древесного сырья -300 тыс.т;
июнь 2006 г.